Как сделать анализ


Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1929 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

fb.ru

Как сделать анализ стиха

Вам понадобится

Инструкция

Напишите имя и дату рождения автора, название стихотворения и дату его написания. Если требуется, укажите несколько событий из биографии поэта, которые повлияли на создание анализируемого стихотворения.

Укажите тему стихотворения. Спросите себя: «О чем говорит поэт в этом стихотворении?». Стихотворные произведения могут быть о любви, патриотизме, политике. Некоторые описывают пейзажи и красоту природы, другие представляют собой размышления на философские темы.

Помимо темы, иногда требуется определить также идею или главную мысль произведения. Подумайте, что именно хотел донести поэт до читателя, какое «послание» кроется в его словах. Основная мысль отражает отношение поэта к написанному, она является ключевым фактором для истинного понимания литературного произведения. Если автор произведения затронул сразу несколько проблем, перечислите их и выделите одну в качестве главной проблемы.

Далее приступайте к анализу сюжета. Напишите, что происходит в произведении, выделите основные события и конфликты. Пропустите этот пункт анализа, если стихотворение является бессюжетным. Напишите, к каким художественным средствам и стилистическим приемам прибегал автор в данном произведении. Приведите конкретные примеры из стихотворения. Укажите, с какой целью автор использовал тот или иной прием (стилистические фигуры, тропы и т.п.), т.е. какой эффект был достигнут. Например, риторические вопросы и обращения повышают внимание читателя, а использование иронии говорит о насмешливом отношении автора и т.п. Проведите анализ особенностей композиции стихотворения. Она состоит из трех частей. Это размер, рифма и ритм. Размер можно указать схематично, чтобы было видно, на какой слог падает ударение. Например, в четырехстопном ямбе ударение падает на каждый второй слог. Прочитайте одну строку из стихотворения вслух. Так вам будет проще понять, как падает ударение. Способ рифмовки обычно указывается с использованием обозначений «а» и «б», где «а» - один тип окончания строки стихотворения, а «б» - второй тип.

Укажите особенности образа лирического героя. Желательно не пропускать этот пункт в анализе стихотворения. Помните, что в любом произведении присутствует авторское «Я».

Напишите, к какому литературному направлению относится произведение (романтизм, сентиментализм, модернизм и т.п.). Укажите, к какому жанру принадлежит данное стихотворение (элегия, поэма, сонет и т.п.). В заключительной части анализа напишите ваше личное отношение к стихотворению. Укажите, какие эмоции оно у вас вызывает, о чем заставляет задуматься.

Источники:

www.kakprosto.ru

Как правильно сделать анализ стихотворения

Когда вы делаете анализ стиха впервые, план необходимых действий может ввести в ступор. Однако, паниковать не стоит. Внимательно прочитав произведение, сложностей в его анализе не должно возникнуть.

  1. Уединитесь в тихой, спокойной комнате. Очень важно, чтобы вам никто не мешал и ничто не отвлекало от произведения.
  2. Прочитайте его раз. Затем прочтите снова. Если вам встретятся незнакомые слова или словосочетания, найдите их значение в словаре.
  3. Хорошей идеей станет запасание ручкой и блокнотом. Если перед вами копия стиха, можно выделять незнакомые и впечатляющие моменты с помощью маркера.
  4. Прочитав произведение несколько раз, спросите сами себя: «О чем оно?», «Кто главный герой стихотворения, какой он – позитивный или негативный, чем обусловлены его действия?». Поразмышляйте, что автор хотел донести к читателю, создавая этот стих.
  5. Сделайте несколько заметок о наиболее ярких героях и ситуациях, об эмоциях, пронзающих каждую строку.
  6. Прочитайте произведение еще раз, только уже вслух. Не забывайте при чтении о всех стоящих знаках пунктуации, делайте паузу там, где нужно, а не в конце каждого рядка.
  7. Попробуйте определить ритм стиха.
  8. Обратите внимание на последние буквы каждой строки: совпадают ли они. Если да, то в каком порядке: по парам, через одну или через несколько.

Очень полезно знать биографию автора, хотя бы самые важные периоды и изменения в его жизни. Возможно, именно знание жизненного пути, взглядов и убеждений автора поможет вам раскрыть суть его произведения.

При необходимости прочитайте произведение еще несколько раз, только уже про себя. Затем все свои мысли выложите по такому плану.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

evrikak.ru

Как делать анализ стихотворения

Анализ стихотворения, пожалуй, один из самых сложных видов литературоведческой деятельности. Это связано со спецификой стихотворения как литературного произведения, ведь оно, порой, отражает очень тонкие и сокровенные чувства и переживания автора, которые достаточно сложно подвергаются холодному структурному анализу. Тем не менее, в литературоведении и в педагогической деятельности есть определенные правила, которые подробно описывают, как делать анализ стихотворения. С учетом этих правил можно составить план-схему, где по пунктам, в определенном порядке указываются основные критерии анализа. Итак, составим схему, четко отвечающую на вопрос, как делать анализ стихотворения?

1. Сначала указывается название стихотворения и его автор, а затем  необходимо рассказать о времени появления произведения, об истории его создания, где оно было написано, при каких обстоятельствах и кому посвящено. Любое литературное произведение, и лирическое в том числе, обязательно связано с исторической эпохой, особенностями данного периода развития общества. Поэтому второй пункт схемы вполне закономерен.

2. Отражение в стихотворении эпохи, ее исторических особенностей.

3. Исторический период времени, в который написано произведение, так или иначе, сказывается на его жанровом своеобразии. Поэтому его необходимо охарактеризовать, показав основные литературные течения и направления, близкие автору, и то, как стихотворение было воспринято современниками.

Первые три пункта схемы показывают, как делать анализ стихотворения с точки зрения социально-исторического развития общества, взаимоотношения поэта и общества и жанрового своеобразия произведения.

Следующие пять пунктов схемы отвечают на вопрос: как делать анализ стихотворения с точки зрения его образного мира, а также построения и развития конфликта в произведении.

1. Необходимо пересказать содержание стихотворения, его сюжет.

2. Структура содержания поможет определить тему стихотворения, а также основную мысль автора и проблему, которую он ставит в произведении.

3. В любом поэтическом произведении есть лирический герой или образ, который ни в коем случае нельзя отождествлять с самим автором. Характеристика лирического героя, его чувств, мыслей и ощущений помогает глубже раскрыть и понять поэтический мир произведения.

4. Мироощущение лирического героя влияет на развитие конфликта. В лирическом произведении конфликт, как правило, внутриличностный, который также необходимо определить и охарактеризовать.

5. Наконец, при наличии сюжетной линии в произведении необходимо показать ее развитие, указав на завязку, кульминацию и развязку.

Теперь поговорим о том, как делать анализ стиха, чтобы раскрыть особенности поэтического языка его автора. Это очень непростая задача.

1. Нужно указать на художественные приемы, используемые автором, и их роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.

2. Проанализировать основные выразительные средства языка в стихотворении: поэтические тропы (метафоры, сравнения и т.д.); стилистические фигуры (оксюмороны, риторические вопросы, обращения, восклицания и т.д.). Выявить особенности поэтической лексики и построения предложений.

3. Немаловажную роль в анализе стихотворения играет определение размера стиха. Он создает ритм произведения, его «мелодию» и «звучание».

4. Особенную функцию в стихотворном произведении выполняет рифма. Определение разновидности рифмы по расположению в строфе также входит в анализ поэтического произведения.

Перечислены основные аспекты, которые нужно учитывать при ответе на вопрос, как делать анализ произведения. Вдумчивое глубокое прочтение лирического стихотворения поможет открыть все грани поэтического творчества, удивительную красоту поэзии и индивидуальный стиль поэта.

fb.ru


Смотрите также